?

Log in

Пресса о IV Молодёжном фестивале театрального искусства "Alter Art" - Молодёжный театральный фестиваль Alter Art

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

November 21st, 2006


Previous Entry Share Next Entry
hetto
02:37 am - Пресса о IV Молодёжном фестивале театрального искусства "Alter Art"
газета "Свой взгляд"№45 (157) от 15 ноября 2006

  ВСЁ ДЕЛО В ПЕРЦЕ. КОТОРЫЙ ПРО ЗАПАС
  На театральном утреннике не хватало секса. Эту фразочку, чуть переиначив высказывания жюри, пустили гулять по Нижнему в дни молодёжного фестиваля театрального искусства "Alter Art". В финале оказалось, что "в Греции всё есть". Оставшиеся без присмотра своих серьёзных руководителей, студенческие театры, наконец, оторвались по "полной" программе.

 Словечки жюри и зрителей были растащены на цитаты. Ах, вам эротики не хватает? Нате! Движения мало? А мы умеем и нунчаки покрутить, и подраться на сцене! Вот вам поплечина, вот побочина, вот... чуть ниже. Они сочинили динамичные и остроумные пародии друг на друга, и остаётся только гадать, почему ничего из этого весёлого, бесшабашного, дерзкого, не просочилось в спектакли, которые они показывали в течение нескольких дней в Нижнем Новгороде. Перец держали про запас. Почему?

 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ вход Дома актёров был затянут прозрачной плёнкой, за плёнку, конечно, ходили погреться, но правила игры соблюдали свято: как будто не видели мелькнувшую на ступеньках женщину-птицу с огромным клювом и нарочито одетого в драньё дворника. Ждали.

 Фестиваль "Alter Art" открывали, как и положено альтернативщикам, на улице, хеппенингом. Чёрные птицы прорвав плёнку, медленно двинулись на зрителей. Люди в чёрном, прямые и молчаливые, как манекены, остриями зонтиков оттесняли толпу, расширяя пространство для альтернативного и, как написано в программке, "вне фарватеров массового мышления", искусства.

 Человек в камзоле XVIII века крутил в руках огненное колесо, белая маска (смерть?) огромными крыльями летучей мыши чуть не задевала носы зрителей. Птицы и фараон в алом одеянии приглядывались к лицам, будто собирались утащить на с собой в свой фантастический сон. Били барабаны-бочки, горел настоящий огонь.

 Судя по прологу, студенческий фестиваль должен был показать такую крутую альтернативу, что понадобятся огнетушители и вмешательство властей. Матерящиеся "дворники" действительно пришли, загасили всё из огнетушителя и закидали пенопластовым снегом. И хотя хеппенинг не довели до логического конца, перемазав краской и пеной лишь своих, специально одетых, определённую тональность пролог задал. Можно было ожидать, что студенческий театр и во время фестиваля явит эту свободу перемещения по разным эпохам, это полное пренебрежение "социальной пользой", "моралью", и сосредоточится на другом: игре, нескрываемой игре!

 НО УЖЕ в первый вечер стало ясно, что дети хорошо воспитаны и сами себе огнетушители.
 Зачем вообще студенты (и недавние студенты), вместо того, чтобы после лекций или работы оттянуться в ночном клубе или просто попить пивка, собираются в какой-то комнатке, зубрят чужие тексты, сочиняют мизансцены и костюмы? Размышляют всерьёз? Готовы хоть до утра обсуждать увиденные спектакли, игру своих ровесников и что означают белый и красный цвет в костюмах?

 "Мы живём в XXII веке!" - убеждал собравшихся руководитель нижегородского театра "Преображение" Анатолий Малофеев. Значит, в XXII веке молодёжи позарез нужен театр? Для чего?
Когда члены жюри, актёры театра "ZOOпарк" Олег Шапков и Лев Харламов вынесли вердикт: "Добавить эротики", - они знали, что говорили. Молодёжным театрам явно не хватало эротики в самом широком смысле: не хватало смелости, дерзости даже, контрастных приёмов ожидаемых от "Alter Art".

 Вот спектакль Ирины Кучиной "История двух пуделей" (молодёжный театр-студия "Листопад"). Трогательная, забавная и одновременно грустная история о том, как благодаря собачкам в городском сквере знакомятся и осваивают для себя новый язык общения двое одиноких, стеснительных людей. Традиционная, отнюдь не "альтернативная" тема. Традиционный спектакль. Хороший. И, видно, "Листопаду" очень хотелось, чтобы герои поженились, и к своей истории театр пристегнул слащаво-приторный финал с моралитэ.

 Драматический театр ННГУ, в котором играют студенты и выпускники Университета, а режиссёром - актёр ТЮЗа Игорь Авров, выбрал для фестивального показа пьесу Горина "Забыть Герострата!". Герострат в исполнении Алексея Калошина получился человеком очень современным - лёгким, пластичным, абсолютно лишённым каких либо представлений о морали и нравственности, но обладающим артистическим даром. Недаром одна из зрительниц сказала потом: "Я поняла, что нет ничего более соблазнительного, чем беспринципный мужчина в старых кедах!". Да, печальный остроумец и мудрец Григорий Горин написал замечательный парадоксальный текст. Но сквозь него ещё нужно прорваться - как сквозь ту прозрачную плёнку, что закрывала вход в Дом актёра. Нужен жест, движение.

 Театр - студия "Шлагбаум" из Красноярска выбрал в соавторы знаменитого японца Кобо Абэ. В "Друзьях" ситуация явно абсурдная: в квартиру молодого человека вламывается семейка уродов, считающих себя добрыми ангелами, и поселяется буквально на голове у хозяина, чтобы ему не было одиноко. Но главный герой существует на таком шекспировском градусе эмоций (в театре это называется "хлопотать лицом"), а квартира оклеена такими знакомыми газетными обоями!.. В общем, не смотря на упоминание японских иен, казалось, что смотришь спектакль из жизни студентов 70-х: перед тобой общага и весь курс на голове у одного отколовшегося зануды-отличника.

 И где уж тут говорить о неприрученных стихиях и играх разума, как ожидалось от пролога фестиваля, если милые и явно одарённые ребята из подмосковного Пушкина привезли трехсотлетней давности вампиловскую "Историю с ментранпажем".

 ПОЖАЛУЙ, только одному из молодёжных театров удалось создать не иллюстрацию, а действительно художественный образ. Нижегородский театр пластики "Малиновая гряда" поставил спектакль по книге молодого культового автора Нила Геймена "Каролина". Получилось полуготическое сновидение, яркое и пугающее одновременно, с оживающим волшебным лесом, фантастическими персонажами и настоящей театральной радостью.

 Удивительно, но никто из альтенативщиков не клюнул на современную драматургию. Это не смотря на то, что вышли сборники братьев Пресняковых и Дурненковых, Максима Курочкина. И даже неповоротливые стационарные театры поглядывают в сторону Сары Кейн. Вот это была бы альтернатива!

 Конечно, фестиваль подарил немало хороших минут, завязались новые дружбы, переписка. А всё же хотелось бы большего. Может в следующий раз?
         Елена ЧЕРНОВА (театральный критик, журналист)



Спасибо ol7gun7ka за предоставленный цифроснимок статьи. :)

(5 comments | Leave a comment)

Comments:


From:clouds_mike
Date:November 21st, 2006 12:13 am (UTC)
(Link)
Привет, может вам тоже пьесу устроить, типа как здесь:
http://www.growclub.org/forums/index.php?showtopic=332
From:(Anonymous)
Date:November 22nd, 2006 09:25 am (UTC)

Что такое альтер-арт?

(Link)
Классный поднят вопрос! Что есть альтернативное искусство? Это важный вопрос для развития фестиваля, который точно будет набирать силу. И поэтому надо определиться с концепцией. Действительно, альтернативы, в её журналистском понимании на фесте не было вовсе. Хотя, на мой взгляд, "Преображение" туда движется, "Шумим" - чуть меньше, но тоже, "Малиновая гряда", ещё чуть ближе к традиционному, но тоже "косит" в хорошем смысле слова в альтернативу. И это всё- пластические театры. Здесь альтернатива - в самой форме подачи материала, не традиционно - языком, а - "альтернативно" - телом ( если , опять же это не балет).
Сложнее с драмой. Альтернатива - это Дурненковы, Пресняковы, Гришковец?
Почему нам не хочется ставить Дурненковых и Пресняковых? Мы их читали и даже обсуждали, а ставить их не захотелось... Если уж "шиза" и "стёб", то лучше Хармс, он чище, светлее...
Дурненковы не плохи, но как-то сиюминутны что ли..
И ещё почему, если молодёжное, то это обязательно про секс, алкоголь и наркотики? Если про одиночество, то неальтернативно?
Молодёжь как-то и о"вечном" иногда думает. Или раздумья о вечном- это уже не молодёжно, устарело?
Согласна, что материал должен быть современным, сейчас театр стремительно уходит от классики. Об этом говорят и пишут везде.
Здесь ещё одна вещь - наша ответственность перед зрителем, про что мы говорим сосцены. Но это другой и тоже очень важный разговор. Давайте сначала про Альтер?!
From:kain_radagast
Date:November 22nd, 2006 04:04 pm (UTC)

К последнему коментарию

(Link)
Очень порадовала мысль. Я далеко не актер, и мое мнение крайне делитантское, и все же. За время фестиваля, я несколько раз слышал слова о том, что говоря о вечных истинах, мы забывает об альтернативности фестиваля. Но вечные истины на то и вечные, что бы быть актуальными всегда. Что бы научиться думать, нужно сначала найти вопрос и только потом искать на него ответ, а не собирать готовые ответы. И те же вопросы далеко неоднозначны и имеют для каждого человека свой правильный ответ. Вы можете говорить о банальности вопросов добра и зла, любви и ненависти. Но можно либо быть кусочком стандарта, либо собой. А Искусство должно порождать личность, а не штампованую сущность.

> Go to Top
LiveJournal.com